Принятие ТК ЕврАзЭС сдвинуто на год?

Принятие ТК ЕврАзЭС сдвинуто на год?

Активные обсуждения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза будоражат заинтересованную общественность преимущественно два раза в год, и окончание каждого полугодия ознаменовывается излишне оптимистическими, завышенными ожиданиями, а затем и очередным переносом срока ещё на полгода.

Вот и на этот раз волна обсуждений в начале 2017 года спала, как только всех более-менее убедили в том, что 1 июля 2017 кодексу всё-таки быть, даже, несмотря на весьма неоднозначную позицию белорусской стороны. Но срок его принятия вполне может быть передвинут на 2018 год.

В новый ТК ЕАЭС были включены 16 международных соглашений, регулирующих таможенные правоотношения. В итоге вышел объёмный кодифицированный акт, в котором информация структурирована иначе, чем прежде. Таким образом, мы получаем новый законодательный массив, который участникам ВЭД нужно будет освоить и принять к сведению. ТК ЕАЭС – это непростой для восприятия документ и потребуется какое-то время для его адаптации к жизни.

Сложность нового кодекса обусловлена и тем, что он содержит множество отсылочных норм. Кроме того, ТК ЕАЭС существенно расширил компетенцию Комиссии по многим вопросам, которые прежде регулировались национальным законодательством. Так, например, с уровня национального регулирования на наднациональный уходят вопросы предварительных решений о происхождении товаров.

Что касается содержания проекта документа, то виды таможенных процедур и основные институты таможенного права в нём сохранились, но при этом большая часть норм тщательнее регулирует отдельные вопросы, касающиеся понятийного аппарата, таможенных процедур, таможенных платежей и антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин и других положений. Введены некоторые новые термины (например, денежные инструменты, предварительная информация, сооружения/установки, искусственные острова), а некоторые старые термины упрощены или уточнены.

По сравнению с действующим ТК ТС существенно изменилось регулирование статуса уполномоченного экономического оператора, расширен перечень специальных упрощений и изменились условия включения в реестр.

Институт уполномоченного экономического оператора получил трёхуровневую градацию (чем выше тип свидетельства, тем больше привилегий). Добросовестный УЭО постепенно может добиться снижения обеспечения с 1 млн. Евро до 150 тыс. евро. При этом лицо, которое претендует одновременно на несколько статусов (таможенный представить и УЭО, к примеру), не должно будет предоставлять обеспечение для включения в каждый реестр. Достаточно будет предоставить максимальную сумму одного из обеспечения, необходимых для получения одного из статусов

Кроме того, в проекте Кодекса изменён перечень лиц, которые имеют право выступать в качестве декларанта, а также появился раздел, посвящённый статусу таможенных органов, скорректированы формы таможенного контроля. Также новый кодекс включает правовые нормы, являющиеся основой для «автоматического выпуска», сокращено время принятия решения о выпуске, установлен общий срок временного хранения 4 месяца, вместо действующих двух с возможностью продления до четырех месяцев.

В перечень сведений, которые необходимо указывать в декларации на товары, добавлены такие пункты, как сведения о перевозчике, продавце и покупателе товаров, товарный знак. В проекте кодекса мы видим такое новое понятие, как предварительная величина таможенной стоимости. В ряде случаев допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости, определив её на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и уплатив платежи исходя из предварительно определённых величин.

Комментируя проект ТК ЕАЭС, юристы и эксперты уверяют, что принятие кодекса – не самая большая проблема и далеко не последняя часть «Марлезонского балета»: вслед за принятием грядёт долгий процесс изучения новых положений и их апробации на практике, в том числе, судебной.

По официальной информации ЕЭК, Комиссия, уполномоченные органы и бизнес стран-участниц активно работают над первоочередным списком решений, которые должны вступить в силу одновременно с Кодексом. Если не будут разработаны и согласованы все необходимые решения Комиссии ЕЭК, необходимые для нормального правоприменения, а также не будет разработано и согласовано внутреннее законодательство (например, - новый ФЗ «О таможенном регулировании»), то сроки вступления в силу могут быть изменены.

Другие Новости: